Стоимость ГСМ в июле приблизилась к критическим значениям. Драйвером как обычно выступает потребительский бензин. Уже на днях его оптовая цена может более чем на 10% превысить закреплённую в законе цену для расчета демпфера.

Так что нефтяные компании лишатся компенсаций за поставки топлива на внутренний рынок.
Ситуация с дизельным топливом не столь критична. По данным Минэнерго, в июне его отгрузки стали в среднем на 4% выше, чем в 2019 году, и составили 108,5 тыс. тонн. При этом, настаивают в ведомстве, его производство вдвое выше потребления и угрозы дефицита пока не предвидится.
В сложившейся ситуации правительство и нефтяные гиганты имеют разные интересы, но компромисс найти придётся. Властям не нужен скачок цен, особенно в ходе текущего электорального цикла. А производители топлива не хотят лишиться многомиллиардных компенсаций, которые не могут быть покрыты в ходе дальнейшего роста цен, если он продолжится.

Поэтому по бензину ситуация разрешится в ближайшее время, а вот по дизтопливу остаются вопросы. Оно дорожает с некоторым люфтом относительно потребительских марок бензина и пик роста цен может прийтись как раз на посевную кампанию озимых культур.

В этой ситуации сельхозпроизводителям придётся закладывать эту перспективу в стоимость уже своей продукции. Если летний урожай окажется ниже прогнозируемого, а экспорт зерна будет ограничен, это поставит их в очень сложное положение.

Правительство обычно остро реагирует на подорожание хлеба и чаще всего в подобных ситуациях действует методом кнута и пряника: субсидирует отрасль одновременно с ограничением возможностей рыночного регулирования цен.

Так как эффективность этих мер не однозначна, а деньги доходят не до всех, то некоторые агрофирмы могут сократить площади посевных, а то и вовсе отказаться от кампании чтобы не работать заведомо в минус.